Труд ности при оценке полученных данных могут возникнуть лишь в том случае, если психолог не использует никакой другой метод. Диссоциация между достаточно оптимистичными данными МЦВ и более пессимистичными результатами других методик может свидетельствовать об изменении порога восприимчивости цветового анализатора, что является частным проявлением общей картины уплощенности, огрубления личности, некритичности у больных с длительным анамнезом заболевания.
Представляется спорной точка зрения М. Люшера в плане трактовки соотношений в цветовых парах. Опыт показывает, что I и II позиции цветов в паре отражают не столько средства и цель, сколько очередность (степень значимости) потребностей, соответствующих ведущим тенденциям. В норме они уравновешены и равнозначны, лишь с небольшим перевесом звучит та потребность, которая определяет ведущую тенденцию и выражается предпочитаемым цветовым эталоном, то есть занимающим I позицию. Потребности эти следующие:
- Синий цвет - потребность в глубокой привязанности как инструменте достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.
- Зеленый - в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.
- Красный - в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность "завоевателя", целенаправленность, высокая поисковая активность.
- Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение - как необходимый процесс (рис. 9).