Бытует неверное мнение о том, что для разных групп обследуемых лиц - больных и здоровых, молодых и стариков, больных с общими заболеваниями и пациентов психиатрических клиник - нужны разные тесты. На самом деле различия в тестах могут быть связаны лишь с тем, направлено ли исследование в основном на интеллектуальную сохранность, на проблему работоспособности, или речь идет об изучении личностных свойств и эмоционального состояния. В принципе, набор методик должен быть единым. Иначе мы не сможем уловить ту невидимую грань, где норма уже незначительно отличается от патологии - где еще только начинается снижение, уплощение, искажение личности. К тому же личностное в человеке меняется постепенно, при некоторых формах патологического процесса основной паттерн личности долгое время остается в той или иной степени сохранным и значительно влияющим на развитие болезни, что и позволяет выявить психодиагностика. А именно эти данные следует использовать врачу, с тем чтобы, опираясь на сохранные личностные ресурсы, разрабатывать адекватные меры лечения и дифференцированный подход при выборе метода психотерапевтического воздействия.

Признавая эффективность психодиагностических тестов, считаю необходимым подчеркнуть, что выводы о личностных особенностях и состоянии больного человека должны делаться на основании совокупности всех имеющихся о нем сведений. «Слепая» интерпретация (только по психодиагностическим данным) недопустима и используется исключительно в тех случаях, когда идет проверка теста, когда апробируется новый подход к интерпретации данных и необходимо выявить вероятность «прямого попадания» в процессе проверки какого-либо нового критерия оценки личности или состояния. Оценка личностных свойств человека или его актуального состояния должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только формальные показатели психодиагностического исследования, но и биографические данные, сведения о его профессиональном, социально-экономическом и семейном статусе, о той ситуации и жизненном пространстве, в которых он сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах (на момент обследования), которые могут оказать значительное влияние на результаты тестирования. Необходимо видеть данного человека, оценить его общефизические и физиогномические особенности, посмотреть ему в глаза, наладить с ним контакт и снять те опасения, которые может вызвать у него процедура обследования. Соблюдение всех упомянутых условий позволяет надеяться на эффективность проведенного исследования и относиться с доверием к полученным результатам.

Страницы: 1 2 3



Психодиагностика в медицине

Главная страница Гостевая книга Обратная связь