Такой механизм характерен не только для подростков. Он лежит в основе алкоголизации в любом возрастном периоде и тесно связан с социально-психологическими условиями жизни. Нереализованные как личность люди составляют большинство "пьющих" и злоупотребляющих наркотиками. Тяжелые условия труда и быта, принижение и несправедливость в служебных отношениях, ущемленное честолюбие, дисгармония семейных контактов, материальные трудности, не удовлетворенная потребность главенствования в семье, резкое снижение социально-экономического статуса или утрата привычного стереотипа жизни - все эти социально-психологические причины, как правило, приводят к алкоголизации.

Та кого рода проблема, впервые обозначенная как "вьетнамский синдром", становится достаточно типичной для контингента лиц, вернувшихся с полей сражений в Афганистане и Чечне, где личностная дисгармония усугубляется, с одной стороны, физическим травматизмом, с другой - особого рода психотравмой, обусловленной и пережитым страхом за собственную жизнь, и опытом формально узаконенной агрессии, направленной на жизни других людей, и трудностями социальной реадаптации в условиях мирной жизни.

Пристрастие к употребленияю алкоголя характерно для лиц с ослабленным контролем рассудка над эмоциями, склонных потакать любым своим прихотям, идущих на поводу у собственных примитивных потребностей. Такой тип реагирования чаще всего базируется на изначально неустойчивой нервно-психической организации, но к этому обычно добавляется дефект воспитания, не способствующий выработке самоконтроля. Так, стиль воспитания, потворствующий любым прихотям ребенка, не вырабатывает навыка контролируемости поведения. В то же время агрессивное противодействие любым желаниям ребенка у активной личности формирует протестный тип реагирования на любой запрет. Если психодиагностические признаки эмоциональной незрелости у подростка представляются практически соответствующими его возрастным особенностям, то у взрослого человека завышенная самооценка, избыточно высокие шкалы, отражающие оптимизм и импульсивность (4-я и 9-я шкалы СМИЛ, шкалы спонтанности, экстраверсии и эмоциональной лабильности в ИТО) говорят или о несформировавшейся личности, оставшейся на подростковом уровне развития, или о ее регрессе в результате разрушения сформированного "Я" под влиянием злоупотребления алкоголем. Чем дальше заходит процесс алкоголизации, тем чаще помимо высоких показателей по 4-й и 9-й шкалам появляются пики по 6-й и 8-й, а также происходит снижение 7-й шкалы, отражающей способность к сопереживанию и компромиссам с оглядкой на общепринятые нормы поведения. Естественно, у акцентуанта с выраженной ригидностью в преморбиде эта черта перерастаетв эксплозивный, паранойяльный или эпилептоидный тип развития личности, а шизоидный радикал трансформируется в аутизм или иррациональное шизотипическое поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14



Психодиагностика в медицине

Главная страница Гостевая книга Обратная связь