Учитываются также чувства, переживания, стремления и установки, препятствия или барьеры на пути к достижению цели. Следует принимать во внимание направленность поведения, сферу отношений, в которой разворачивается действие, особенности физического состояния персонажей сюжетов, ведущие мотивы, отношения, ценности, способы разрешения конфликтов и индивидуальные особенности эмоциональных переживаний.

Необходимо также обратить внимание на те матику сюжета и связанные с ней тенденции. Это доминантность, агрессия, стремление к дружеским отношениям или, напротив, отвержение - стремление порвать отношения, грубость, неуступчивость. Это тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуализм; пассивная подчиняемость внешним силам, застенчивость или почтительность - стремление подчиняться сильной личности, восхищаться ею; стремление к быстрому и успешному достижению цели, быть в центре - стремление производить впечатление на других, забота о личном успехе, болезненное самолюбие; уважение к мнению окружающих, забота о других, альтруизм; поиск покровителя - потребность в советах, в мягком обращении, неуверенность в себе и в своих перспективах; помощь другим - выраженное чувство жалости к ним, забота о детях, желание помочь, успокоить; избегание наказания - стремление к подавлению своих непосредственных порывов, к поведению воспитанного человека; самозащита - защита своих прав, поиск виновных среди окружающих.

Отличие Рисованного апперцептивного теста в том, что стимульный материал новой методики еще менее структурирован по сравнению с ТАТ. Здесь от сутствует налет эпохи, культурно-этнических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (от веты испытуемых на некоторые из них: "Американские солдаты во Вьетнаме", "Тро фейный фильм", "Прически и мода - зарубежный стиль 20-х годов" и т.д.). Такой налет явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы по типу клише (взятых из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Психодиагностика в медицине

Главная страница Гостевая книга Обратная связь