Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону переживаемых испытуемым нарушенных отношений с окружающими, но и нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт. Так, молодая девушка по 4-й картинке строит такой сюжет: "Он объяснился девушке в любви. Она ему ответила - нет. Он уходит. Она - гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что после такого признания станет рабой своих чувств, а на это она пойти не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он -с другой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим чувством, а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она неуязвима". Во-первых, в этот сюжет испытуемой привнесено много личного, не вытекающего из картинки. Во-вторых, внешний конфликт явно вторичный и базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и глубокой привязанности фрустрирована в силу страха испытуемой перед возможной неудачей, опасения испытать приниженность. Болезненное самолюбие, развившееся на почве негативного жизненного опыта, блокирует свободную самореализацию и непосредственность чувств пациентки, заставляет ее отказаться от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги, неуверенности в себе.

В сложных семейных ситуациях РАТ позволяет выявить и проблемы подросткового возраста. При этом позицию подростка в его окружении методика выявляет гораздо более четко, чем он сам сумел бы это сделать, даже если бы был полностью откровенным, так как самопонимание и жизненный опыт в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне. Так же плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли в сложных коллизиях житейских ситуаций у индивидов с высоким уровнем невротизации, у эмоционально незрелых, импульсивных личностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Психодиагностика в медицине

Главная страница Гостевая книга Обратная связь