По сравнению с ТАТ Ри сованный апперцептивный тест обладает, быть может, не столь широким спектром исследовательских возможностей. В то же время в силу большей лаконичности и простоты методика нашла применение в семейном консультировании, при оказании социально-психологической помощи пресуицидентам, а также в клинике неврозов и судебно-психиатрической экспертизе.

Методику можно применять как в индивидуальном, так и в групповом обследовании. Его можно проводить, выслушивая рассказы и записывая их, но можно также дать задание и попросить обследуемого записать свои ответы самому. Тогда ему (или группе обследуемых лиц) предлагается задание последовательно, согласно нумерации, рассмотреть каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:

  1. Что происходит в данный момент?
  2. Кто эти люди?
  3. О чем они думают и что чувствуют?
  4. Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Высказывается также просьба не использовать известных сюжетов, взятых из книг, театральных постановок или кинофильмов, придумывать что-либо свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии. Испытуемому дается двойной тетрадный лист, на котором обычно размещается восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемого не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых, чтобы получить более непосредственные ответы. Таким образом, помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, экспериментатору предоставляется возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки состояния и личностных особенностей в целом (см. рис. 13).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Психодиагностика в медицине

Главная страница Гостевая книга Обратная связь