Не только социум формирует личность, подгоняя ее под свои стандарты и развивая конформность установок как необходимое условие для сохранения человечеством накопленного опыта, культурных ценностей, этнических традиций, но и сама личность благодаря богатству воображения, безграничности фантазии и необузданности желаний способна своей неконформностью опережать прогресс, разрушать рутинность устаревших знаний и дерзновенно увлекать человечество за линию видимого горизонта к новым, еще неведомым далям, к разгадке еще нерешенных загадок природы или, разрушая общественные каноны, переходить границу дозволенного и совершать противоправные действия.
Процессы образования и воспитания формируют в сознании человека соответствующую общественному укладу Евклидову упорядоченность существующего мира, а личностная самобытность вырывается за пределы "правильного", Евклидова, представления о том, каким должен быть мир, ставя перед собой задачи, не укладывающиеся в эти представления - в силу более широкого, иррационального представления о мире, которое генетически передано человеку. Как? Почему? Трудно ответить, потому что мы мало знаем о генной памяти, о том, как она организована. Пока эти вопросы остаются открытыми. Но откуда у личности такие ресурсы? Какие границы лежат между двумя ипостасями - осознанное, социализированное "Я" и мощное, загадочное подсознание? Только ли инстинкты и влечения заполняют мало известное нам таинственное пространство бессознательного? Очевидно, что некоторые особенности состояния сознания в психозе как будто приоткрывают завесу и позволяют что-то понять.